Курсы по основам детской психологии и педагогики

 
1-lekcii.doc [132,5 Kb] (cкачиваний: 2) Трудное поведение. Детская ложь.

Детская ложь
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. Мотивы, по которым дети лгут, не имеют ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания ребенка.
Дети лгут, и это есть общий закон детского поведения даже тогда, когда ложь не несет им никакой выгоды. Причина детской лжи кроется в повышенно эмоциональном характере детской жизни.
В детстве у ребенка еще не выработались сдерживающие силы, регулирующие его поведение. Поэтому его фантазия не знает самоконтроля, она импульсивна и послушно реализует каждое хотение ребенка. Ребенок очень часто рассказывает не то, что было и есть в реальности, а то, что ему бы хотелось видеть. Детская ложь носит скорее фантастический и героический характер, чем эгоистический. Ребенку требуется время, чтобы понять разницу между реальностью и фантазией. У него преобладает стремление разрешить реальные проблемы фантастическими способами.
Ложь – это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла.
Ложь – это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды.
4 года – время, когда ребенок пробует обманывать, 5-6 лет – активно сочиняет и фантазирует, а также пробуют лгать, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.
В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому.
Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Да и родители зачастую сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства.
Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок может бояться многого: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий дети прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи.
Нигде так не лгут дети, как в семье, где родители строги, где часто наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах – это уже ложь политическая, а политика – наука многоумная.
Высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.
Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок развивался. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (создать перед ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).
При столкновении с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в его совести, не угасало, сохраняло свою остроту – это сможет предохранить в будущем от скверных поступков.
Надо быть осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает, остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи. Жить без запретов ребенку нельзя, но надо позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это «нельзя» исполнить.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя.
Средством против лживости является воспитание нравственного мужества. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает огорчать.
Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?
Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания. Любимый довод – «это не я!». Бесполезно пытаться доказать малышу, что это не мог быть никто другой – он не сдастся. В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или, которые для него слишком болезненные.
Это может быть какое-то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного из родителей, их алкоголизм.
Виды и признаки лжи
Ложь-игра
У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море-океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Если «ложь» вашего ребенка заключается в сочинении подобных историй – успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять – учитесь у ребенка.
Ложь-манипуляция
Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель – в самой игре.
Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время.
Ложь из страха
Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты не…» (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). «Причины» бывают самые разнообразные – от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.
В современной литературе по детской психологии можно встретить и другую классификацию детской лжи, например виды детской лжи по Ст. Холл:
«Героическая» — это ложь является «средством для благородных целей».
«Партийная» — это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.
«Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами.
«Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.
«Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.
Родителям необходимо помнить, что при несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость как черта характера, а это уже посложнее проблема.
Нравственное развитие ребенка определяется:
1. Знанием норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.
2. Осмыслением норм общества. Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении и осмысление образцов и правил поведения, имеет развитие у детей чувства гордости и чувство стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.
4. Эмоциональным отношением к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, связанными с его поведением и деятельностью.
Особенности и причины детской лжи
Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно «бескорыстно». Почему так происходит? Малыш, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.
Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть парадоксально: сначала родители описывают чьи-то волшебные приключения, заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое время заявляют, что «это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не бывает». А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.
Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистичные «случаи». А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Можно выделить несколько причин детской лжи.
Недоверие ребенка к взрослым.
Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые.
Вторая причина детской лжи – это желания самоутвердиться.
Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
Если же ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога. Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
Ребенок хочет избежать наказания;
Хочет привлечь к себе внимание;
У него есть проблемы, требующие решения;
Избегает стрессовых ситуаций;
Берет пример с окружающих его взрослых и детей.
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.
Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существуют также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:
— ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
— у него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
— поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
— ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней.
— если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
— прислушайтесь к словам ребенка, к оговоркам в речи. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не простой ошибкой речи. В состоянии волнения ребенок много употребляет междометий,лишних слов, например: « Ну… ну я это… м-мне мне…
— можно заметить нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения, а руки обычно соприкасаются друг с другом.
г) ложь выдает и растерянное выражение лица, смущение. И даже если ребенокхорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лжет, поставит его в тупик, хотя бы на несколько секунд. Покаребенок будет сочинять уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице растерянность.
Как предотвратить обман
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше.
Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка.
Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь.
Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду.
Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний.
Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно.
Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана.
Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи.
Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.
Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью.
Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане.
Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью.
Постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».
Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее: произнесите просто многозначительное «гм» или «да-да» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом, вернувшись к этой проблеме еще раз через время.
Первое правило: не надо драматизировать ситуацию, когда ребенок говорит неправду, это не всегда ложь.
Второе правило: ищите причину, почему ребенок так поступает. Скажите ребенку: «Я понимаю, почему ты меня обманул. Наверное, мне надо перестать ругать тебя все время, тогда бы ты говорил мне только правду».
В каких-то случаях детскую ложь вообще можно пропустить мимо ушей. Например, малыш утверждает, что у него в кармане живет гном. В три-пять лет – это невинная фантазия, а не ложь, но если семилетний ребенок в это свято верит – наверное, надо идти к специалисту. Ведь всему есть предел.
Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи:
кто его друзья и поведение друзей;
где ребенок проводит досуг;
как дети ведут себя на вечеринках, утренниках, праздниках;
какие телепередачи смотрит ребенок;
как он выполняет домашние задания;
как ведет себя в школе.
Ложь и доверие связаны между собой многими нитями. Лгущий ребёнок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребёнка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у честного ребёнка веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам, поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас.
Нам надо относиться к детям так, чтобы они знали, что они могут доверить нам правду. Доверие детей вначале даётся нам даром, но по мере их взросления, это доверие всё время приходиться заслуживать.



Рекомендации для «трудных родителей»
Author
21.07.2016
В помощь родителям
Рекомендации для «трудных» родителей»
(по книге Т.П. Хризман, В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки- два разных мира»)
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать.
Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребека обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отноше ние к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.
При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
Помните, что кроме необычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша – для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его. Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функпиональной организации мозга присущ именноэтому ребенку. т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получиться.
Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.
Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т,е. дело не только в нем, но и в вас. Он неплохой, а просто другой.
Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться не желательным. Такая смена психологически очень трудна.
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка со вершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания,
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка,
Запомните! Маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал Неблагополучия в вашей педагогической и воспитательной деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди»!






МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочной плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносного содержимого в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Правовые документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436−ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. №575
«Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (с изменениями от 16 февраля 2008 г.)
Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. №32
«Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» (с изменениями от 16 февраля 2008 г.)
Безопасное использование сети Интернет
Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.
Разработаны основные правила безопасности в Интернете, усвоив которые, Вы сможете уберечь себя и своих детей от большинства виртуальных рисков:
Контентные риски
• Порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, нецензурные тексты.
Нарушения безопасности
• Вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества.
Коммуникационные риски
• Незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).
Основные правила для школьников младших классов
Вы должны это знать:
• Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
• Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
• Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
• Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.
• Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
• Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
• Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Основные правила для школьников средних классов
Вы должны это знать:
• При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.
• Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.
• Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылась вам спам.
• Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.
• Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом
• Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.
Основные правила для школьников старших классов
Вы должны это знать:
• Не желательно размещать персональную информацию в Интернете.
Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.
• Если вы публикуете фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.
• Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
• Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
• Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)
• Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
• Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
• Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
Основные правила для родителей
Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:
• Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
• Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.
• Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
• Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
• Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.
• Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
• Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, также расскажите куда в подобном случае они могут обратится.
• Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.
Основные правила для учителей и преподавателей
Чтобы помочь учащимся, Вы должны это знать:
• Подготовьтесь. Изучите технику безопасности в Интернете, чтобы знать виды Интернет-угроз, уметь их распознать и предотвратить. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных, а так же какое программное обеспечение на них установлено.
• Прежде чем позволить ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
• Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
• Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе.
• Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.Защитите детей от негативной информации
Если Вы встретили в Интернете материалы с признаками противоправности, то сообщите о них на Горячую линию
Если ваш ребенок подвергся опасности в Интернете или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, обратитесь на Лини помощи «Дети онлайн» или позвоните по телефону: 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный)

Sertifikat-1.doc [3,09 Mb] (cкачиваний: 2) - сертификат
скачать dle 10.3фильмы бесплатно

Календарь

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Опросы [?]

Оцените работу движка


Авторизация

 

Фото месяца

Топ лучших авторов за месяц
 

Мероприятия

Топ комментариев за месяц
 

Облако тегов

новости, по, шаблоны